Спутниковая связь от АО «Газпром космические системы»

АО «Газпром космические системы» — предприятие, работающее на стыке газовой, космической и телекоммуникационной отраслей и предоставляющее высокотехнологичные услуги на открытом рынке. Компания стремится к тому, чтобы в своей профессиональной деятельности ориентироваться только на самые современные космические и телекоммуникационные технологии, опираться на передовой отечественный и международный опыт и поддерживать высокий уровень квалификации сотрудников.

Один из двух российских спутниковых операторов, АО «Газпром космические системы» (ГКС), входит в число 50 компаний мира, владеющих группировками спутников связи. Клиенты ГКС — российские и зарубежные государственные структуры, промышленные корпорации, транспортные и логистические предприятия, медиаструктуры, банки, неправительственные организации, компании из категории малого бизнеса и индивидуальные потребители услуг.

Спутниковая связь считается самым технологически сложным сектором телекоммуникаций, а рынок спутникового ресурса и услуг, на котором работает компания, характеризуется очень высокой конкуренцией и сейчас переживает сложный период. По этой причине бизнес спутникового оператора имеет серьезные риски и обязывает ГКС постоянно повышать свою конкурентоспособность. Свидетельством того, что услуги компании обладают экспортным качеством, выступает тот факт, что предприятие демонстрирует стабильность в условиях изменчивой среды и около 40 % выручки ГКС поступает от предоставления спутникового ресурса на международном рынке.

Руководство ГКС видит свою основную задачу в создании и совершенствовании условий, гарантирующих высокое качество предоставляемых услуг и производимой продукции. Эта задача решается путем реализации политики в области качества с использованием средств управления, обеспеченных системой менеджмента качества (СМК).

Система менеджмента качества ГКС опирается на организационную структуру и ресурсы компании и учитывает всю специфику ее деятельности. Система была разработана, внедрена и впервые сертифицирована в 2005 г., в ней реализованы все требования стандарта ИСО 9001.

Разнообразные бизнес-процессы в компании объединяются общей стратегической целью, состоящей в поставке конкурентоспособных услуг и продукции, наиболее полно удовлетворяющих ожидания потребителей и отвечающих самым высоким отечественным и международным требованиям к качеству.

В ГКС определены и отслеживаются все риски, которые могут оказать существенное или критичное влияние на бизнес и состояние компании. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество спутникового оператора, выступает наличие у него технически совершенных космических аппаратов связи. Именно поэтому проблемы, которые могут возникнуть при создании и эксплуатации этих весьма дорогостоящих объектов, оцениваются как риски с высоким уровнем.

Создаваемые спутники должны появиться на орбите в нужное время и в нужном месте и проработать не менее 15 лет в условиях космического пространства. Соблюдение данных показателей в сочетании с удобными орбитальными позициями (ресурсной базой спутникового оператора) и правильным позиционированием спутников на рынке дает оператору возможность добиться успеха в бизнесе и обеспечить требуемую окупаемость капиталоемких проектов.

В случае реализации рисков при производстве и эксплуатации спутников — задержки запуска либо аварии — последствия для компании могут быть весьма серьезными. Необходимо также отметить, что спутники связи определяются как объекты с высокой функциональной и конструктивно-технологической сложностью, а процесс их создания и эксплуатации характеризуется большим количеством участников. Работа по обеспечению качества в ГКС началась с бизнес-процессов, так или иначе связанных с разработкой и производством спутников связи «Ямал». Для регулирования процессов определения маркетинговой и системной концепции спутников, обоснования инвестиций, выбора квалифицированного поставщика спутников, контроля качества и сроков, проверки соответствия контрактным и техническим требованиям и последующей эксплуатации спутников была разработана особая методология управления качеством и надежностью. Она позволяет реализовать требования стандарта ИСО 9001 с учетом специфики создаваемых и эксплуатируемых объектов и объединяет расширенный набор методических подходов к обеспечению качества и надежности, включая документы ПАО «Газпром» в области качества, предынвестиционных исследований, проектно-изыскательских работ и управления рисками, стандарты Европейской кооперации по стандартизации в области космической техники и т. д. В дальнейшем наработанные методики успешно применялись при управлении другими бизнес-процессами компании, связанными с поддержанием в рабочем состоянии и развитием инфраструктуры ГКС, необходимой для предоставления услуг на рынке.

Следующий шаг в развитии космических и наземных активов ГКС — запуск на орбиту в начале следующего года спутника с высокой пропускной способностью «Ямал-601» и развертывание соответствующей инфраструктуры для работы с этим спутником в г. Переславле-Залесском и Новосибирской области.

Тем не менее технически конкурентоспособная и надежная инфраструктура не может в полной мере служить гарантией успеха бизнеса. Реализовать конкурентные преимущества можно только при четкой ориентации на клиента: работа в сфере услуг предполагает оперативное формирование технико-коммерческих предложений и круглосуточную поддержку клиентов. Качественная клиентская база — еще один важный актив спутникового оператора.

При подготовке контрактов с потребителями спутниковой емкости специалисты ГКС рассчитывают для заказчика бюджеты радиолиний, дают консультации, а также осуществляют тестирование и допуск земных станций спутниковой связи клиентов к ресурсу спутников «Ямал». За счет этой процедуры ГКС создает условия для полноценной работы многочисленных каналов и узнает географию конечных пользователей. В данный момент емкость спутников «Ямал» используется для предоставления услуг более чем в 100 странах мира. В период действия контрактов ГКС следит за правильностью использования спутникового ресурса заказчиками и обеспечивает круглосуточную поддержку пользователей, в том числе англоговорящих.

Наличие высококвалифицированных специалистов выступает необходимым условием гарантии качества. Подготовка и переподготовка сотрудников компании проводятся постоянно и с учетом тех областей, в которых требуется повышение компетентности персонала. В 2017 г. Свыше 150 работников ГКС повысили свою профессиональную квалификацию. Дополнительно при закупке оборудования и программного обеспечения в соответствии с требованиями контрактов с поставщиками разрабатываются и реализуются целевые программы обучения. На регулярной основе осуществляется аттестация работников.

В компании ежегодно проводятся анализ состояния СМК и оценка ее результативности, которые показывают, что в период с 2010 по 2017 г. СМК компании демонстрирует стабильно высокую результативность. В ближайшее время у ГКС на повестке дня задачи по дальнейшему развитию системы управления рисками и совершенствованию управления процессами взаимодействия с поставщиками продукции и услуг.

Читать публикацию (PDF, 163 КБ)