В космосе на равных
О начале очередного инвестиционного цикла ОАО «Газпром космические системы» (ГКС) и развитии бизнеса спутникового оператора в новых экономических условиях корреспонденту «Стандарта» Дмитрию ПЕТРОВСКОМУ рассказал переизбранный в этом году на пятилетний срок генеральный директор компании Дмитрий СЕВАСТЬЯНОВ
Как ГКС оценивает нынешний период развития отрасли космической связи в России?
В 2015 году подводятся итоги ряда крупных федеральных и корпоративных программ, так или иначе касающихся спутниковой связи: Федеральной космической программы России на 2006‑2015 годы, ФЦП по развитию телерадиовещания в РФ на 2009‑2015 годы, программы развития сети связи «Газпрома» на 2009‑2014 годы. ГКС также подводит итоги развития: компания завершила второй инвестиционный цикл и увеличила пропускную способность космических активов в 3,5 раза. ГКС (ранее — «Газком») родился в 1992 году, а в 1999‑м — стал вторым национальным спутниковым оператором в России, создав и отправив на орбиту спутник «Ямал‑100». Запуск двух спутников серии «Ямал-200» завершил первый инвестиционный цикл. Результатом второго цикла, который начался в 2006 году, стало появление на орбите в 2012‑2014 годах трех спутников: «Ямал-300К», «Ямал‑401» и «Ямал-402».
ГКС построил и развивает спутниковую систему связи и вещания «Ямал», на принципах проектного финансирования и самоокупаемости, используя только собственные и кредитные средства. Такой подход к бизнесу позволил компании впервые в России привлечь в развитие национальной группировки внебюджетные средства. ГКС не просто оператор, наши специалисты разрабатывают полезную нагрузку, командно-измерительные системы для спутников, участвуют в сборке и испытаниях космических аппаратов на российских предприятиях. Особое внимание мы уделяем технологическому обеспечению надежности и длительности функционирования спутников на орбите.
Спутники «Ямал» давно используются в интересах госструктур и для реализации госпрограмм. Они не раз выручали страну при нештатных ситуациях и задержках с запусками спутников «Экспресс». На территорию России через «Ямал» транслируется более 300 телевизионных каналов, среди них — пакеты цифровых федеральных ТВ-каналов.
Роскосмос, Минкомсвязи и «Газпром» разрабатывают программы развития систем связи до 2025 года. Фактически начинается новый цикл развития космической связи и вещания в стране. Мы полагаем, что планы ГКС в этих программах будут учтены.
Что по итогам очередного инвестиционного этапа вы считаете наиболее важным?
В прошлом году, несмотря на известные трудности, компания сделала шаг вперед. Мы завершили обновление спутниковой группировки, у нас на орбите три новых спутника («Ямал-300К», «Ямал-401» и «Ямал-402»), загрузка емкости которых обеспечивает рост доходов. Выручка ГКС в 2014 году выросла на 24 %. Большая часть доходов (75 %) поступает от российских потребителей.
Почему же ГКС закончила 2014 год с убытком?
Да, в годовом отчете предприятие показало бухгалтерский убыток. Увы, успешное окончание инвестиционного цикла ГКС пришлось на трудный период в экономике страны. Но все экономические показатели однозначно говорят, что компания развивается и ее бизнес растет. Так, доход ГКС в 2013 году составил 3,341 млрд рублей, а в 2014‑м — уже 4,155 млрд рублей. Показатель EBITDA вырос в 1,7 раза, превысив 2,7 млрд рублей. Прибыль от продаж в 2014 году составила около 1,2 млрд рублей. Но с резким ростом курса валют эту прибыль на бумаге съели отрицательные курсовые разницы, что и привело к бухгалтерскому убытку. Мы создавали спутники в основном на недорогие западные кредиты (их доля — около 80 %), пересчет стоимости кредитных обязательств в иностранной валюте в рубли и дал те самые отрицательные курсовые разницы, которые визуально подпортили нашу бухгалтерскую отчетность за 2014 год. Но для ГКС бумажные показатели не самое главное. Важно, что реальные денежные потоки позволяют нам выполнять кредитные обязательства.
Наши акционеры понимают и принимают такое положение дел. Во-первых, ситуация с курсовыми разницами может меняться. Кредиты мы возвращаем в течение 10 лет, и есть вероятность положительной динамики курса рубля за этот период. Во-вторых, акционеры компании, имеющие богатый опыт крупных и длительных инвестиционных проектов, понимая законы, циклы и возможные подводные камни проектного финансирования, не требуют сиюминутной отдачи, оценивая деятельность ГКС в долгосрочной перспективе. О том, что спутниковые проекты при правильной организации полностью себя окупают и прибыльны для инвесторов, говорит, например, то, что за 2014 год ГКС перечислил «Газпрому» прибыль от эксплуатации спутников «Ямал-200» в размере 596 млн рублей. Всего «Газпром», вложив в проект «Ямал-200» около 1,2 млрд рублей, получил прибыль более 4 млрд рублей.
Как ГКС оценивает возможности привлечения займов в сложившихся условиях?
Новый инвестиционный цикл начинается в непростых внешних обстоятельствах. Однако с новыми аппаратами на орбите мы стали значительно сильнее, эффективность спутникового бизнеса растет и, соответственно, улучшается наша кредитоспособность. Растущие доходы позволяют выполнять обязательства по возврату кредитов, создавать хорошие условия для развития и оправдывать ожидания акционеров. Нынешний год — начало следующего этапа развития, который должен обеспечить увеличение пропускной способности орбитальной группировки ГКС более чем в пять раз, открыть новые бизнес-возможности, в том числе в перспективном Ka-диапазоне.
Какие проекты включает новый инвестиционный этап?
Совет директоров ГКС утвердил программу развития компании до 2020 года. Она включает три направления: строительство собственного сборочного производства космических аппаратов, развитие группировки спутников связи «Ямал» и развитие системы дистанционного зондирования Земли «СМОТР». Для выполнения этой программы мы планируем в ближайшие пять лет создать и запустить на орбиту спутники «Ямал-601» (для замены «Ямала-202») и «Ямал-501», два спутника системы «СМОТР» (оптический и радиолокационный), причем последние три космических аппарата мы рассчитываем собрать уже на собственном заводе в Щелково.
Создание спутникового производства — масштабная задача. Как идет работа?
Недавно общее собрание акционеров одобрило корпоративную сделку ГКС и «Газпром инвестпроекта» (ГИП) по финансированию строительства завода. С ГИПом мы учредили компанию специального назначения — ООО «Газпром СПКА», начинается этап проектирования завода. Рассчитываем, что за счет применения современных технологий новое производство снизит затраты на создание спутников по сравнению с другими российскими предприятиями примерно на 30 %, сократит сроки изготовления космических аппаратов с 42‑60 до 24‑30 месяцев и существенно уменьшит технологическую зависимость от зарубежных производителей.
Когда выйдет на орбиту «Ямал-601», запуск которого планировался на 2016 год?
По этому проекту мы прошли все подготовительные этапы. Действует контракт с Thales Alenia Space (Франция), заключены договоры с ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и другими участниками российской кооперации, доля которой была существенно расширена (похожую схему мы реализовали при создании «Ямала-401»). Прошли все необходимые корпоративные согласования, ведется организация финансирования проекта. К сожалению, в сложившихся условиях все эти процессы усложнились и требуют дополнительных усилий и времени. Теперь запуск «Ямала-601» планируется на 2018 год.
Но ведь «Ямал-601» должен встать в позицию 49° в. д., заменив»Ямал-202», срок активного существования которого вот-вот завершится?
«Ямал-202» с 36 эквивалентными транспондерами С-диапазона и зоной обслуживания, покрывающей Европу, Ближний Восток, Северную Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, ориентирован на международный рынок, приносящий ГКС валютную выручку. Анализ, который мы провели с представителями производителя спутника (РКК «Энергия»), показал, что спутник имеет значительные приборные и функциональные резервы, включая запасы топлива. Поэтому мы приняли решение о продлении срока службы спутника до июня 2019 года. Так что «Ямал‑601» поспеет на орбиту как раз к моменту завершения его работы.
Минкомсвязи РФ разрабатывает концепцию ФЦП развития орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на 2017‑2025 годы. Участвует ли ГКС в этой работе?
Эта программа чрезвычайно актуальна, так как спутниковые коммуникации становятся все более важными для экономики страны. Мы поддерживаем открытость ее обсуждения и благодарны министерству за то, что к нашему мнению прислушиваются.
Полагаем, что программа должна способствовать созданию благоприятной инвестиционной обстановки в спутниковой отрасли России, при которой мы реализуем планы быстрее и полнее. В ней нужно рассматривать развитие отечественной орбитальной группировки в целом, предусмотреть эффективное использование всех космических активов и обеспечить равные условия для обоих национальных спутниковых операторов.
Операторы должны на равных соревноваться за право предоставления услуг государственным и коммерческим потребителям. В основу программы логично положить принципы создания космических аппаратов связи и вещания преимущественно на внебюджетной основе. Мировая практика доказала, что спутниковая отрасль становится эффективной лишь на таком пути. Если в России она останется дотируемой, нам будет сложно догнать западных конкурентов, которые давно и успешно работают на современных принципах государственно-частного партнерства. Развитию национальной группировки российское государство сможет содействовать путем гарантированных закупок услуг у российских операторов, а не у зарубежных, как это часто происходит. Таким образом, государство на базе планов самих операторов сможет мобилизовать частные инвестиции в развитие спутниковых группировок, обеспечить полноценное резервирование, сократить свои риски, стимулировать повышение качества и снижение стоимости услуг, в том числе для госпотребителей.
Загрузить (PDF, 494 КБ)
Источник: Журнал «Стандарт» №8