Интервью / Николай Севастьянов


Основатель и генеральный конструктор «Газпром космические системы» Николай Севастьянов в интервью RNS рассказал о планах спутникового оператора и перспективах коммерциализации космической деятельности в России, а также оценил бизнес-модели Илона Маска.

Вы одним из первых в стране заявляли, что космонавтика должна окупаться. Получается?

— На самом деле космические программы в России до сих пор в основном реализуются на базе государственного финансирования. Так сложилось исторически. С самого начала освоения космоса и у нас, и за рубежом создание космических систем финансировалось государством. Тем более что все первые космические аппараты имели военное или научное назначение, поэтому вопрос окупаемости затрат не ставился.

Но в последние десятилетия за рубежом уже создано много коммерческих космических систем в различных направлениях, и на чужом примере мы начинаем убеждаться в реализуемости идеи самоокупаемости космических проектов.

Какие?

— Скажем, в начале 90-х годов в основном это было создание коммерческих телекоммуникационных спутников. Телекоммуникационные услуги получили серьезное развитие в обществе, так как бурно росла информатизация. Спутниковые технологии достигли такого уровня, что позволили оказывать услуги связи и вещания по качеству и себестоимости не хуже, чем у наземных линий связи, стали с ними конкурировать. Поэтому началась коммерциализация спутниковой связи, а значит, привлечение в эту отрасль частных инвестиций. Коммерческие спутниковые операторы стали строить спутники связи и предоставлять услуги широкому кругу пользователей. За счет получаемых доходов они возвращают вложенные инвестиции. И это был первый шаг к коммерциализации космической отрасли. С конца 90-х — начала 2000-х годов телекоммуникационное направление за рубежом стало развиваться в основном на коммерческой основе.

За последние 10–15 лет коммерческое телекоммуникационное направление очень расширилось. Мы знаем сегодня несколько десятков частных спутниковых операторов, которые развивают свои орбитальные группировки, не привлекая государственного финансирования. Более того, фактически все ведущие спутниковые операторы являются не государственными, а коммерческими. Это, например, большая тройка операторов, включающая Intelsat, Eutelsat, SES Global. Многие региональные операторы также начали на коммерческой основе создавать свои орбитальные группировки.

Наша компания — «Газпром космические системы» — тоже полностью реализует свои космические проекты на привлеченные кредиты на принципах самоокупаемости, без государственного финансирования.

Вашей компании это делать легче, опираясь на ресурсы «Газпрома»?

— Компания входит в группу «Газпром». Но, как я уже сказал, для развития своей орбитальной группировки мы привлекаем кредиты, не используя прямых инвестиций «Газпрома», и потом, реализуя космические услуги на рынке, мы возвращаем эти кредиты, а дивиденды выплачиваем «Газпрому». Конечно, мы также предоставляем услуги предприятиям группы «Газпром», обеспечивая технологическую связь. Но основной объем услуг спутниковой связи и вещания мы реализуем на российском и зарубежном рынке.

В каких еще областях космонавтики стали возможны новые бизнес-модели?

— Следующий шаг в коммерциализации космической деятельности был сделан в системах дистанционного зондирования Земли. Космические данные стали очень востребованы в отраслях промышленности, в том числе в частном бизнесе. Они служат основой геоинформационных услуг для различных пользователей. За рубежом появились коммерческие орбитальные группировки спутников дистанционного зондирования Земли.

Как правило, государственные структуры в разных странах вначале участвовали в финансировании создания космических систем наблюдения, а потом передавали в той или иной форме этот бизнес частным компаниям. Все это, естественно, касается зарубежного опыта. В России коммерциализация в этом секторе только планируется.

Илон Маск доказал, что на пусковых услугах можно строить бизнес?

— Да, еще один космический сегмент, который затронула коммерциализация, — это пусковые услуги. С появлением компаний — операторов спутниковой связи возник коммерческий спрос на услуги по запуску спутников на орбиту. Коммерческие операторы стали заказывать запуск своих спутников. В результате пусковые услуги тоже стали активно коммерциализироваться.

Илон Маск, как инженер и инвестор, активно занимается этим направлением и, надо сказать, достиг впечатляющих результатов в создании новой конкурентоспособной ракетно-космической техники на коммерческих принципах.

Связь, дистанционное зондирование Земли, пусковые услуги — вот наиболее заметные направления, которые успешно реализуются в мире на коммерческой основе в космической деятельности.

Но, как мы видим, коммерциализация стала развиваться и в области пилотируемой космонавтики. Появился космический туризм. Кстати, пионером в этом сегменте была Россия. Как вы помните, ракетно-космическая корпорация «Энергия» отправила на Международную космическую станцию первых туристов. Это направление смог организовать, несмотря на возражение НАСА, Юрий Павлович Семенов — президент РКК «Энергия» в то время. Правда, средства выведения и космический корабль делались по заказу государства. Туриста, как говорится, подсаживали в корабль, сделанный по госконтракту, компенсируя часть затрат.

А сегодня НАСА само приобретает у «Роскосмоса» услуги доставки на МКС американских астронавтов на коммерческой основе. Но компания SpaceX Илона Маска, как говорят, уже «дышит в затылок» и планирует оказывать эти пилотируемые услуги для НАСА уже в 2017 году. Причем основной упор SpaceX делает на снижение себестоимости полета астронавтов, что позволит значительно расширить рынок пилотируемых космических полетов.

Сегодня частный бизнес за рубежом проявляет активный интерес к этому направлению космической деятельности, так как НАСА объявило, что готово покупать услуги доставки астронавтов и грузов на орбиту у частных компаний. На частные инвестиции стали разрабатываться коммерческие пилотируемые космические системы. Они еще находятся в стадии становления, но эти проекты стали инвестироваться бизнесом.

Россия в коммерциализации космонавтики отстала от других? Даже от таких стран, как Люксембург, где «прописан» один из глобальных спутниковых операторов — компания SES со своими 60 геостационарными спутниками? При том что у российских операторов всего 17 таких аппаратов.

Если брать крупные компании, такие как SES Global, то это очень яркий пример возникновения и развития космического бизнеса в небольшой стране. Созданная в Люксембурге компания сначала заложила основу собственной орбитальной группировки спутников связи. Потом она настолько активно развивалась, что стала присоединять к себе ряд частных иностранных спутниковых операторов. В результате образовалась большая компания — спутниковый оператор SES Global.

Государству выгодно развитие коммерческих космических систем?

— Коммерциализация любого вида промышленной деятельности приносит пользу государству. Потому что в данной ситуации государство не тратит бюджетные средства на строительство промышленных объектов. Созданные на коммерческой основе промышленные объекты и системы начинают производить конкурентоспособную продукцию и услуги, которые реализуются на рынке, удовлетворяя общественный спрос. Как результат — растет налогооблагаемая база, пополняется государственный бюджет, создаются новые рабочие места. Это азбука экономики. Коммерциализация космической деятельности дает тот же самый эффект.

Есть еще и другой эффект. Государство может само покупать космические услуги у частных компаний, не инвестируя госбюджетные средства в создание космических систем гражданского назначения. Это позволяет увеличить госбюджетное финансирование космических программ в области науки и обороны.

Какую помощь государство может оказать собственникам коммерческих космических систем в развитии их бизнеса?

— Если какое-либо коммерческое направление уже устоялось, поддержка ему не нужна. А вот новые направления коммерциализации нуждаются в поддержке со стороны государства. На мой взгляд, государство в этом случае может оказать два вида поддержки коммерческой космонавтике.

Первое находится в правовой плоскости. Сегодня в законодательном плане у нас сохранились элементы монополизации производства космической техники. Для бизнеса, который идет в эту область, инвестирует и создает коммерческие космические объекты, необходимо обеспечить равные правовые условия с государственными компаниями, работающими в этой сфере. Это будет способствовать развитию конкурентной среды, повышению качества продукции, снижению затрат, развитию инноваций в этой области.

Во-вторых, помощь от государства может заключаться в том, что оно само может покупать часть услуг у коммерческих компаний. Поскольку эти компании реализуют проекты на принципах самоокупаемости, то для них важно, чтобы были покупатели услуг. Если государство часть услуг будет покупать, оно может существенно облегчить процесс становления нового бизнеса. Это будет способствовать возврату инвестиций и кредитов, привлеченных для создания коммерческих космических систем, а значит, и развитию коммерческой космической деятельности. Естественно, при условии, что покупаемые государством услуги будут удовлетворять по качеству и цене.

Причем стоит отметить очень важный момент. Например, у коммерческой компании есть телекоммуникационный спутник на орбите и государство покупает для своих нужд примерно 10 процентов телекоммуникационной емкости на этом спутнике. С одной стороны, государство не инвестирует и не несет риски по созданию и запуску спутника в целом. А мы знаем, что космический бизнес сопряжен с большими рисками, как техническими, так финансовыми. С другой стороны, налоги, получаемые государством от функционирования этого коммерческого спутника как промышленного объекта, покрывают затраты государства на покупку услуг.

Если брать практику, то в США и Европе развитие коммерческих космических систем государство активно поддерживает. Поддерживает прежде всего в законодательной сфере. А с другой стороны, покупая часть космических услуг, придает большую финансовую устойчивость развитию коммерческих космических систем.

Каковы перспективы коммерциализации космической деятельности в России?

— Я считаю, что для нашей страны абсолютно актуальна коммерциализация систем спутниковой связи, то есть орбитальных группировок спутников связи. Это уже доказанное направление. Оно активно развивается. Наша компания была первой в этом направлении. Наши коллеги — госпредприятие «Космическая связь» — также сегодня привлекают кредиты для развития своей орбитальной группировки связи.

Направление коммерциализации, которое имеет хорошие перспективы в России, — это спутники дистанционного зондирования Земли. Это относительно новое направление. Пока у нас в России нет коммерческих операторов, имеющих собственные спутники дистанционного зондирования Земли. Но уже видно, что рынок потребления геоинформационных услуг растет. А частью этих услуг является космические данные, получаемые со спутников дистанционного зондирования Земли. Таким образом, появляется покупательная способность, а значит, создается основа для коммерциализации спутников дистанционного зондирования Земли.

Но, конечно, в этом сегменте наше государство еще должно помочь бизнесу на законодательном уровне. Потому что сегодня, например, есть «Закон о связи», который хорошо регулирует вопросы предоставления всех видов услуг связи, а законодательство о дистанционном зондировании Земли пока еще не принято. И в этом смысле могут возникать сложности при коммерциализации этого направления.

В новую Федеральную космическую программу — 2025 вошли проекты «Газпром космические системы». Это ваша инициатива?

— Да. Наша компания сегодня является активным участником рынка услуг спутниковой связи и вещания как в России, так и за рубежом. Мы продолжаем развивать свою орбитальную группировку коммерческих спутников связи.

Но в наших планах развитие не только группировки геостационарных телекоммуникационных спутников «Ямал». Мы планируем построить еще систему спутников связи на высокоэллиптической орбите под наименованием «Полярная звезда», а также группировку спутников дистанционного зондирования Земли «СМОТР» как оптического, так и радиолокационного наблюдения.

Во всех этих направлениях, мы считаем, сложились условия для коммерциализации космической деятельности. И мы сейчас занимаемся организацией финансирования для реализации этих проектов.