1 июня 2017 года в рамках первого дня работы ПМЭФ-2017 состоялась панельная дискуссия, организованная Роскосмосом «Бизнес за пределами атмосферы: развитие рынка космических услуг», модератором которой выступила Эвелина Закамская, ведущая программы «Мнение» телеканала «Россия-24».
Спикеры — генеральный директор Госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров, управляющий директор, глобальный руководитель аэрокосмической практики The Boston Consulting Group Николя Бутен, президент Boeing International Марк Аллен, исполнительный директор компании OneWeb Эрик Беранже, генеральный конструктор ОАО «Газпром космические системы» Николай Севастьянов, сопредседатель «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев и генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Юрий Прохоров — обсудили самые яркие события космического рынка, новые вызовы для отечественной и мировой космонавтики, расширение предложений в сфере услуг, основанные на новых технологиях, перспективы государственно-частного партнерства и ряд других актуальных вопросов. Также все участники панельной дискуссии Роскосмоса ответили на вопрос Эвелины Закамской о том, как они видят космическую деятельность через 15–20 лет.
Игорь Комаров: «Сегодня наша основная тема — реализация окупаемых проектов на низкой околоземной орбите. Та же задача стоит сейчас и перед частными инвесторами. В ближайшей перспективе 15–30 лет человечеству понадобятся надёжные двигатели с новыми возможностями, многоразовые средства выведения, новое поколение материалов. Поэтому, если сейчас мы будем работать много и напряженно, мы сможем прийти к этой новой экономике и пойдём в дальний космос».
В целом все эксперты пришли к выводу, что для перспективного развития космонавтики на национальном и на международном уровне предстоит решить целый ряд правовых вопросов, продолжить снятие барьеров, ограничивающих выход на космический рынок новых игроков. Вместе с тем был отмечен высокий потенциал развития целого ряда значимых, экономически эффективных проектов, хорошие перспективы расширения круга участников космической деятельности, а также клиентов и потребителей космических услуг.
Эрик Беранже, исполнительный директор компании OneWeb, отметил, что «игроки космического рынка и мы — все, кто здесь присутствует, — реальное доказательство конкуренции и сотрудничества, и именно поэтому наши проекты реализуемы и успешны. В России отличные технологии средств выведения, наша компания вообще не смогла бы существовать без российских носителей. Земля едина, человечеству необходимы знания, это развитие и возможность преодоления ближнего космоса и выход в дальний космос». При этом он добавил, что сегодня более 4 млрд человек не имеет доступа к широкополосному интернету, и правительства стран понимают необходимость развития доступности широкополосного Интернета.
Николай Севастьянов, Генеральный конструктор ОАО «Газпром космические системы» подчеркнул, что для коммерциализации космоса очень важно серьёзно заниматься методологией. «Исследования и экспертиза каждого экономически эффективного проекта занимают не менее 2-х лет. Окупаемость проекта — не менее 7–8 лет, и при этом спутник должен работать на орбите не менее 15 лет. Сейчас сокращаются сроки возврата инвестиций — за счёт новых технологий, и все космические проекты должны это учитывать. Через 20 лет основным станет коммерциализация и дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), промышленное освоение космоса и прежде всего Луны. Уверен, что через 20 лет это уже достижимая цель. Для этого нужны многоразовые транспортные системы», — сказал Севастьянов.
Юрий Прохоров, генеральный директор ФГУП «Космическая связь», заметил, что последние 5 лет сохраняется тенденция стагнации рынка фиксированной спутниковой связи. По его словам, крупные операторы, которые сегодня занимают 87% этого рынка, а общий его объём порядка 12 млрд долларов, не дополучают прибыль. «И все находятся в стадии поиска и принятия новых решений. Мы исходим из принципа разумности и целесообразности, ведь в итоге не все новые технологии востребованы. Задача многофакторная, и мы на основе уже существующих решений ищем их новые применения. Предлагаем законченные, сформированные сервисы», — сказал Прохоров.
Сергей Недорослев, председатель Совета директоров группы «Каскол», оценил перспективы некоммерческого развития космической отрасли: «Наша работа — создание сервисов. Когда на одной ракете-носителе запускаются десятки спутников, то одновременно работаешь с десятками клиентов из разных стран, которые готовят свои спутники к запуску. И новое СП с компанией Роскосмоса, между Главкосмосом и Космотрасом, позволит нам расширить предложение услуг. В следующие 20–30 лет будет совершён некоммерческий прорыв в использовании космоса. Будут развиваться исследования, жажда которых у человека никогда не пройдёт. Краундфайндинг будет все лучше и быстрее работать, колоссальные деньги можно будет собрать на космос. И космос даст огромные возможности всем людям на Земле быть к нему сопричастными».
Марк Аллен, президент компании Boeing International подчеркнул: «Конечно, низкоорбитальные станции, коммерциализация, дальний космос — необходимо объединить все ресурсы и сбалансировать пропорции, все должно работать эффективно для тех, кто живет на Земле».
Николя Бутен, глобальный руководитель аэрокосмической практики The Boston Consulting Group добавил, что компетенции Роскосмоса дают возможность перспективной работы в области государственно-частного партнёрства. «У нас получается реализовывать многие проекты, и мы расширяем сотрудничество. Необходимо перезапустить активные исследования космоса. Через несколько лет космические решения для интернета будут успешно конкурировать с наземными. У нас будет 1 запуск в неделю и стоить он будет 1 миллион долларов», — сказал Бутен.
В заключение Игорь Комаров, поблагодарив коллег за интересный разговор, добавил, что «коммерческие и исследовательские проекты в мировой космической отрасли уже давно вышли за рамки возможностей экономик отдельных стран. Чтобы достигнуть той отдачи, которую мы ожидаем от космоса через 20 лет, все космические державы должны работать вместе!»
Наш сайт обрабатывает файлы cookie (в том числе, файлы cookie, используемые «Яндекс-метрикой»). Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера.
Увеличенная фотография (JPG, 86 КБ)